Столичные школы готовы к новому учебному году. Конспект урока информатики "табличные информационные модели" Оборудование для школы

Практическая работа по теме

«Вычисления по формулам в таблицах Word »

Задание 1. Выполнить вычисления в таблице «Клумбы»

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула Формула (рис. справа).

    Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Формула задать =SUM(ABOVE).

=SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

SUM – сумма чисел.

LEFT – ячейки, расположенные в строке левее ячейки с формулой.

RIGHT – ячейки, расположенные в строке правее ячейки с формулой.

ABOVE – ячейки, расположенные в столбце выше ячейки с формулой.

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

Четвертая

Итого:

    Определить, сколько метров провода необходимо для обозначения границ каждой клумбы. Потребуется формула =SUM(LEFT).

    Определить, сколько метров провода необходимо для обозначения границ всех клумб. Потребуется формула =SUM(ABOVE).

    Главная – группа Абзац ).

Задание 2. Выполнить вычисления в таблице «Оборудование для школы»:

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Оборудование для школы

Оборудование

Компьютер, шт.

Интерактивная доска, шт.

Проектор, шт.

    Информатика

    Математика

    Биология

    Начальные классы

Итого:

    Определить количество единицоборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году. Потребуется формула =SUM(ABOVE).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 3. Выполнить вычисления в таблице «Количество отработанных часов»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Количество отработанных часов

Ф.И.О. преподавателя

Всего часов

Практика

    Иванов С.А.

    Петрова Ю.А.

    Смирнов В.Г.

    Линник С.М.

    Спектор А.Б.

Итого:

    В столбце Всего часов для Иванова ввести формулу =SUM(RIGHT).

    Найти общее количество часов по столбцам Всего часов , Лекции , Практика и Зачеты с помощью формулы =SUM(ABOVE).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 4. Выполнить вычисления в таблице «Прибыль предприятий»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Прибыль предприятий

Предприятие

Чистая прибыль, руб.

Налог на прибыль

Общая прибыль, руб.

Федеральный бюджет, руб.

Городской бюджет, руб.

    Ласточка

Итого:

    Определить общую прибыль каждого из торговых предприятий.

    Определить суммарную прибыль всех предприятий.

    Какую сумму получил от этих предприятий федеральный бюджет?

    Какую сумму получил от этих предприятий городской бюджет?

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 5. Выполнить вычисления в таблице «Успеваемость за I полугодие»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить среднее значение чисел столбца, надо в поле Формула задать =AVERAGE(ABOVE).

Чтобы получить среднее значение чисел строки, надо задать формулу =AVERAGE(LEFT) или=AVERAGE(RIGHT ) .

AVERAGE – среднее арифметическое чисел (сумма/количество).

Таблица успеваемости за I полугодие

Фамилия Имя

Изучаемые темы

Алгоритмы

Программирование в среде Паскаль

Архитектура ПК

Средняя оценка

    Алимов В.

    Бычкова Е.

    Докучаев Е.

    Иванова И.

    Каримов И.

    Наумова Н.

    Романов М.

    Скачков И.

    Устинова Л.

Средняя оценка

    Определить среднюю оценку каждого ученика (с установкой формата числа, смотри образец). Необходимо создать формулу для первого по списку ученика, а для второго и последующих учеников достаточно нажимать функциональную клавишу F4 (эта клавиша запоминает последнюю выполненную команду).

    Определить среднюю оценку по каждой теме (с установкой формата числа, смотри образец).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

19-25 мая. Линейный алгоритм для формального исполнителя. Образец выполнения с заданиями

5-12 мая. Выполнить блок-схему разветвляющегося алгоритма из учебника со стр.114 о фальшивой монете. В текстовом редакторе, сгруппировать и отправить мне на почту. Заголовок - 22пт Arial - Блок-схема.

6-14 апреля. Параграф 14. Собрать материалы для Генеалогического древа своей семьи. Сохранить на бумажном или электронном носителе информации. Принести на урок информатики. Образец Генеалогического древа

17-18 марта. Параграф 13. Практическая работа 13, Задание 2 (с.190) Запасы дрквесины. Выполните задание по учебнику, сохраните как Запасы древесины и отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме свой класс (6А, 6Б, 6В и т.д.) Работу выполнить в LibreOffice Writer (при необходимости программу можно установить с этого сайта: Полезные программы. Устанавливается оба пакета 1 и 2).

10-11 марта. Параграф 12, Практическая работа 12. Задание 2.(C.189) Оборудование для школы.

Как развернуть текст и выровнять текст смотрите в Инструкции к работе.

Отформатируйте так:

  1. Ориентация страницы альбомная.
  2. Заголовок Arial 22 пт, полужирный, выравнивание по середине
  3. Основной текст (в таблице) Arial 1 4 пт, обычный. выравнивание по середине. Заголовки строк и столбцов выделите полужирным шрифтом. Подсчеты проводите при помощи формулы =sum. Отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме отправления свой класс и букву. Имя файла - Оборудование для школы.

02-03 февраля. Параграф 11, Практич.работа 11. Задание 7 (стр.184-185) Имя файла "Самые-самые"

Отправить на адрес [email protected] В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс" (букву (литеру) класса указывать обязательно).

19-20 января. Учимся создавать словесные модели: Откройте заготовку и ответьте на вопросы, чтобы получился Ваш словесный портрет. Отформатируйте так:

  1. Заголовок Arial 22 пт, полужирный
  2. Основной текст Times New Roman 14 пт, обычный
  3. Выравнивание по левому краю
  4. Межстрочный интервал 1,5 (полуторный)
  5. Сохранить: Мой словесный портрет
  6. В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс"
  7. Отправить на адрес [email protected]

12-13 января. Откройте файл Дом ОБРАЗЕЦ . и файл Дом рабочий . Используя только операции копирования и вставки, восстановите известное стихотворение С.Маршака. Отформатируйте по образцу, сохраните под именем Дом в своей папке.

[email protected]

Дополнительное задание: стр.159-160 учебника: Работа 6, Задание 3. Отформатируйте по своему вкусу. Сохраните --> Скороговорка. При выполнении дома, отправьте эл.почтой на адрес: [email protected]

22-23 декабря. Откройте файл Шутка и выполните задание 2 со стр. 145 учебника

Дополнительное задание: Задание 4 "Прямоугольник" стр.149 учебника, Задание 6 "Работа с готовыми фигурами" стр.155 учебника.

Ключевые слова:
. таблица типа «объекты-свойства»
. таблица типа «объекты-объекты-один»
. вычислительная таблица
. взаимно однозначное соответствие

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия . Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка , которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя» ), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа» ) и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский» ). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент» , «девочка» — «иностранный язык» , «музыкальный инструмент» — «иностранный язык» , причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык» . Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле ;
Оля играет на виолончели ;
Лена не играет на арфе .

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка , которая говорит по-французски , играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка , а Оля не владеет английским .

Виолончелистка не говорит по-итальянски .

Таким образом , увлечения Маши рояль и английский , Оли виолончель и немецкий , Лены скрипка и французский , Вали арфа и итальянский .

Вопросы и задания

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале армейского турнира по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и старший солдат, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и старший солдат;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия?

Компьютерный практикум

Компьютерный практикум

Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон — 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу:

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника — сумма длин трёх его сторон.

Для этого:

1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников.

Для этого:

1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .

При выполнении практической работы вы научились

Вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре;
- строить табличные модели.

Все ли семьи собрали детей к школе? На что обратить внимание при выборе ранца и обу­ви? Уважать ли требования к школьной форме? Как сэкономить при покупке канцтоваров, и почему сборы в школу больно бьют по семейному бюджету?

Строго по списку

Не один день потратишь на то, чтобы оббегать магазины, склады, школьные базары и ярмарки. Выбираешь в соответствии цена-качество. Самое главное - составить список необходимых вещей, чтобы ничего не забыть. В некоторых магазинах, кстати, даже есть такие памятки для удобства покупателей, - рассказывает многодетная мама Елена Тимофеева .

В семье четверо школьников. Елена старается закупить канцтовары к школе летом. Но в течение учебного года ручки и ластики теряются, линейки портятся, обложки рвутся.

Потому беру те, что дешевле, и с запасом, - говорит родительница.

Елена слышала, что некоторые родители копят деньги на сборы в школу в течение года. Кто-то покупает принадлежности на год вперёд, потому что цены постоянно растут. По средним подсчётам, собрать к школе первоклассника обходится в 10-13 тысяч рублей.

В многодетной семье Тимофеевых скопить «школьные деньги» не получается. Поэтому покупают исходя из того бюджета, который есть. Такие семьи, к слову, могут воспользоваться помощью в рамках ежегодной благотворительной акции «Поможем собрать детей в школу» и получить школьно-письменные принадлежности в соцзащите.

Стиль официально-деловой­

Родители, чьи дети не первый год ходят в школу, знают, что нужно для учёбы. Мам и пап будущих первоклассников обычно знакомят со списком школьных принадлежностей на информационном собрании ещё до начала учебного года, уточняют в управлении образования администрации г. Иваново. Но некоторые рекомендации для родителей у них всё же есть.

При выборе канцелярских товаров следует делать упор не столько на внешнюю эстетику, сколько на их качество и надёжность, соизмерять набор школьных принадлежностей с учебной программой. Рекомендуем приобрести канцелярские товары только на первое время. Всё остальное докупите позже, - говорит начальник управления образования города Иванова Елена Юферова. - Перед покупкой школьной формы сначала ознакомьтесь с Положением об одежде той школы, где будет учиться ребёнок. Вся информация есть на сайте учреждения. Во многих школах нет единой формы, а есть определённый стиль.

Педиатры, в свою очередь, подчёркивают: в школьной одежде дети проводят как минимум 6 часов в день. Поэтому она должна быть максимально удобной для ребёнка, способствовать сохранению его здоровья. В идеале - лучше иметь несколько комплектов одежды: на случай холодной погоды и в качестве замены, если вещи испачкались. В любом случае форма дисциплинирует. Недооценивать этого нельзя.

133*. В поезде едут пассажиры Иванов, Петров и Сидоров. Оказалось, что такие же фамилии у машиниста поезда, его помощника и у проводника. Известно, что:

  1. пассажир Иванов живёт в Москве;
  2. проводник живёт на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом;
  3. пассажир - однофамилец проводника живёт в Санкт-Петербурге;
  4. у пассажира, который живёт ближе к месту жительства проводника, чем другие пассажиры, вдвое больше детей, чем у проводника;
  5. у пассажира Петрова трое детей;
  6. Сидоров (из поездной бригады) недавно выиграл у машиниста партию на бильярде.

Какая фамилия у машиниста поезда?

Задание 7. Самые-самые стр. 184

1. В справочниках и энциклопедиях найдите информацию для заполнения одной из следующих таблиц.

а) Крупнейшие озёра

Название

Место расположения

Площадь, км 2

Каспийское море

Верхнее

Виктория

Гурон

Мичиган

Аральское море

Танганьика

Байкал

Большое Медвежье

Нуаза (Малави)

б) Самые длинные реки

Название

Место расположения

Длина, км

Нил

Амазонка

Янцзы

Миссисипи

Обь - Иртыш

Енисей - Ангара

Хуанхэ (Жёлтая река)

Амур - Шилка - Онон

Лена

Конго

2. Создайте таблицу в текстовом процессоре.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Самые.

Задание 2. Оборудование для школы стр. 188

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование:

  • 12 компьютеров для кабинета информатики;
  • 1 интерактивную доску для кабинета математики;
  • 21 стол для кабинета биологии;
  • 1 интерактивную доску для кабинета физики;
  • 24 стола для кабинета информатики;
  • 1 компьютер для кабинета биологии;
  • 1 проектор для кабинета биологии;
  • 20 столов для кабинета начальных классов;
  • 3 аквариума для кабинета биологии;
  • 1 аквариум для кабинета начальных классов;
  • 21 стол для кабинета математики;
  • 1 проектор для кабинета физики;
  • 21 стул для кабинета математики;
  • 2 шкафа для кабинета математики;
  • 1 проектор для кабинета начальных классов;
  • 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов;
  • 8 компьютеров для кабинета начальных классов;
  • 2 шкафа для кабинета информатики;
  • по 3 шкафа для кабинета физики и биологии;
  • 36 стульев для кабинета информатики;
  • 1 интерактивную доску для кабинета информатики;
  • 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование.

130. Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живёт и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

2) у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;

3) жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.