Для всех и обо всем. Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский Видок эжен франсуа статьи

Имя Эжена Франсуа Видока известно далеко не каждому в России. Максимум, что вспомнят некоторые люди – фильм «Видок». На этом, пожалуй, все знания об этом человеке и закончатся. Однако во Франции это имя произносят с особенным благоговением, ведь Эжен Франсуа Видок – это звезда криминального мира, а французские криминалисты делят историю детективного дела на «период до Видока» и «период после Видока».
Эжен Франсуа Видок – не только «отец» криминалистики. Именно его мемуары, написанные «литературным негром» с его слов, положили начало детективным романам, как литературному жанру. Сама фигура Видока весьма неоднозначна. В прошлом преступник, вечно ускользающий от полиции и убегающий от смертной казни, Видок раскрыл столько преступлений и переловил столько уголовников, сколько не снилось даже обитателям знаменитого Скотланд Ярда. Вокруг самого известного детектива и главы Главного управления национальной безопасности ходило столько слухов и легенд, что пойди разгадай, что есть правда, а что есть вымысел. Сам Видок говорил, что любит приврать и хвастануть, поэтому и мемуарам его порой сложно доверять. А если учесть, что авторству этого человека порой приписывают огромное количество книг, то можно совсем запутаться.

Однако исследователи авторитетно заявляют, что большинство из приписываемых авторству Видока книг – всего лишь подделки, принадлежащие перу фанатов знаменитого детектива. Единственный труд, который был написан со слов известного детектива – «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» . Сам Эжен Франсуа Видок писать не то чтобы не умел, не мог: слишком он был не усидчив и, как следствие, не приспособлен для этого дела. Вот почему он нанял себе в помощники другого человека, который и записал все похождения самого знаменитого авантюриста того времени.

Сегодня мы постараемся рассмотреть факты о личности Видока, дошедшие до нас, с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и попробовать понять глубже личность этого легендарного человека.

Итак, 23 июня 1775 года в местечке под названием Аррас, расположенном близ Лилля, на свет появился младенец, названный родителями Эжен Франсуа. Рассказывали, что повитуха предсказала ребенку будет бурная жизнь. Однако позже сам Видок, скептически относящийся к подобным вещам, скажет: «Как бы то ни было, надо думать, что не для меня, собственно, разбушевалась природа, и хотя чудесное весьма привлекательно, но я далёк от предположения, чтобы там, свыше, сколько-нибудь заботились о моём появлении на свет» .

Еще ребенком Эжен Франсуа Видок наводил ужас на всех соседских ребятишек. Он был очень драчлив и постоянно одаривал тумаками других детей, если его что-то не устраивало. Всегда лез на рожон, никого не боялся. Эта черта характера сослужит ему не лучшую службу в будущем: ведь именно из-за вспыльчивости и постоянных дуэлей Видок не раз попадёт в неприятности и будет преследуем властями.

Уже в столь раннем возрасте с мальчишкой невозможно было справиться ! Был полностью неуправляемым – родители хватались за голову: не помогали ни наказания, ни ласка. Эжен привык все делать по-своему. Одновременно с этим ребенок постоянно ввязывался в авантюры, не раз воровал, убегал из дома и хитростью добивался желаемого. «Уже тогда проявились главные черты характера Видока: полное бесстрашие, бешеное честолюбие и неимоверная хитрость в достижении своих целей» . Бесстрашие, честолюбие, неуправляемость, склонность к вечным побегам – все это говорит о наличии уретрального вектора. Тяга к воровству и наживе, хитрость, любовь к авантюрам – черты кожного характера.

Видок без сомнений был и зрительным, благодаря своему неподражаемому актерскому таланту, он обдурил не один десяток полицейских и преступников.

Эжен превосходно фехтовал, несмотря на свое могучее телосложение, был очень ловким и подвижным ребенком.

Напрасно отец пытался привить своему чаду ценности анального вектора и стремился приучить Видока помогать родителям, дабы в будущем тот смог продолжить дело папы – хозяина пекарни. Мальчишка постоянно крал деньги и врал, что их отняли хулиганы. Родители не знали, что даже ребята постарше со страхом и благоговением в глазах смотрят на Видока. Полученные деньги Эжен спускал в кабаках на спиртное и девиц. Однажды карточные шулеры «нагрели» мальчишку и поставили на счетчик, из-за чего ему пришлось своровать из дома все столовое серебро. После этой выходки анальный отец вышел из себя и отправил сорванца на десять дней в тюрьму. Может, так поумнеет!

Тяга к воровству – архетипичная черта кожного вектора, основная функция которого «добыть любой ценой». В детстве ребята с кожным вектором, особенно в состоянии стресса, могут воровать и врать направо и налево. Многие родители предпочитают в таком случае «лечить» ребенка поркой, надеясь выбить всю дурь из нерадивого чада, но делают только хуже: свойства битого кожника перестают развиваться, и он так и застревает в архетипичном состоянии. Получается: чем больше лупишь ребенка с кожным вектором, тем больший стресс ему создаешь, ворует он только больше.

Неизвестно, били ли Видока его родители, но справиться с ним они точно не могли. Тут и простым ограничением не отделаешься, если есть уретральный вектор, который не терпит никаких ограничений. Заточение в тюрьме на 10 дней для уретральника – все равно что красная тряпка для быка. Очень скоро после этого события Видок крадет деньги у родителей и сбегает.

Побег – типичный сценарий для ребенка с уретральным вектором, которого постоянно ограничивают и у которого зажимают природные свойства. Если ему не дадут реализовать свои черты вождя, то он просто бежит туда, где сможет реализоваться – на улицу. Очень часто такие дети становятся во главе уличной преступной шайки – организовывают свою «стаю», в которой могут проявить свои черты вождя.

Нашего Видока ждала немного другая судьба. Он планировал отправиться в Америку – страну свободы и огромных возможностей. Но случилась беда. Пока он спал, его обчистили до последнего гроша и, несчастный, остался на мели. Что дальше делать – он не знал и примкнул к бродячему цирку. Ловкий юноша очень понравился циркачам, и те использовали его природные свойства себе во благо: Видок успешно выполнял роль «скакуна», проделывая невероятные трюки на сцене. Но очень скоро такая «роль» перестала устраивать мальчишку: от чрезмерных нагрузок болело тело. Тогда ему было предложено поселиться в клетке в качестве людоеда: носить отрепье, есть на глазах у зрителей сырого петуха и иногда закусывать камнями. Такого унижения он просто не смог стерпеть и сразу же отказался.

Когда хозяин цирка за отказ дал мальчишке пощечину, Видок схватил дубину и, если бы не члены цирковой труппы, которые еле оттащили обезумевшего от ярости парня от перепуганного директора, то забил бы до смерти несчастного. Неконтролируемый гнев – типичная реакция человека с уретральным вектором на попытку нарушить ранжирование. Как смел этот директор предложить ему, вождю, сидеть в клетке и есть камни да еще и пощечину дал? Уретральник в гневе – явление очень опасное. Такой легко может убить.

Итак, парнишку вышвырнули из цирка. На выручку ему пришел хозяин театра марионеток, пригласивший сообразительного Видока себе в помощники. И все было бы отлично, если бы шестнадцатилетняя красавица – жена директора театра – не влюбилась бы в Эжена и тот не ответил бы ей взаимностью. Как итог – очередная драка и скандал, после которого мальчишка оказывается снова на улице. Что делать? Куда идти? Видок, скрепя сердце, возвращается в родной Аррас и просит прощения у родителей.

Нашедшие в себе силы простить «блудного сына» отец и мать зря надеялись, что за время скитаний их отпрыск поумнел и остепенился. Вместо того, чтобы работать, Видок лишь прозябает в кабаках да водит шашни с заезжими актрисами и модистками. Кстати, актрисы, модистки – обладательницы кожно-зрительной связки — мечта любого мужчины, а в особенности уретрального. Ведь кожно-зрительная самка – это самка вождя. Это его муза, вдохновительница, единственная слабость неуправляемого уретральника, ради которой вождь готов горы развернуть и всю стаю завести в ловушку. С одной замужней актрисой он даже решился бежать, переодевшись девушкой. Но очень скоро вернулся назад и заявил родителям, что отправляется за подвигами в армию (в то время соседи решили напасть на революционную Францию).

Армия

Людям с уретральным вектором в армии очень сложно, т.к. армия – это, прежде всего, дисциплина и следование четким правилам. Видок же постоянно пропускал переклички, купцы – отцы влюбленных в юношу девушек – нанимали за него караул, а сам он постоянно ввязывался в скандалы и устраивал дуэли с другими солдатами. «Таким образом, я находился в самом блестящем положении и почти не чувствовал дисциплины,» — скажет Видок и добавит: «Многие находили удовольствие в том, чтобы наталкивать меня на ссоры, так что в полгода я успел убить двух человек и раз пятнадцать дрался на дуэлях» .

Большое удовольствие Видоку доставляли сражения, в которых он бился, не ведая страха. За несоблюдение дисциплины юношу не раз сажали в тюрьму. В первый свой арест Видок пожалел своего сослуживца, ожидавшего наказания за кражу. Со своим приятелем юноша организовал побег для несчастного, а когда тот хотел было уже спасовать, столкнул его в ров. Спасенный, конечно, остался хромым, но смог избежать наказания и вернуться к семье.

После очередного ареста за дуэль Видок со своим секундантом вынуждены были бежать, хитро замаскировавшись. Далее юноша переходит границу и продолжает службу уже на стороне австрийцев, обучая солдат фехтованию. Но и тут вечная склонность нашего героя ввязываться в перепалку с высшими чинами, играет с ним злую шутку. Видока приговаривают к прилюдным двадцати ударами плетью, после чего он сбегает, не выдержав такого наказания.

Несмотря на то, что перебежчикам, по правилам полагается смертная казнь, Видоку удается избежать такой участи. В 18 лет он вновь возвращается в Аррас, где вовсю бушуют якобинцы, а на гильотину отправляется каждый второй. Вокруг нашего уретральника бушуют страсти. То в него влюбляется женщина в два раза старше его и чуть было не подставляет юношу, обвинив его в соучастии в ограблении, то юная Мари симулирует беременность и вынуждает Видока жениться. Но уретрального вождя семейный очаг не способен удержать на месте. Узнав о том, что его обманули, юноша сбегает, прихватив с собой нажитое.

Дальнейшая жизнь Видока – ряд историй из жизни традиционного трикстера, когда герой попадает в переделки то из-за любвеобильности, то из-за гневливости, то из-за желания наживы. Каждый раз его отправляют за решетку и каждый раз ему удается удрать, оставив полицейских с носом. В эти времена Видок вовсю проявляет свои актерские способности зрительного вектора и непросчитываемость уретрального, оболванивая стражей закона, переодевшись то бродягой, то священником, то инспектором полиции, то еще кем-либо.

«…ни один актёр не мог сравниться с ним в искусстве гримироваться и разыграть какую угодно роль; для него было игрушкой мгновенно изменить возраст, физиономию, манеры, язык и произношение. Даже при дневном свете, переодетый, он бесстрашно подвергался опытному глазу жандармов, полицейских коммиссаров, тюремных сторожей и даже прежних соучастников, людей, с которыми жил и от которых ничего не имел тайного. Несмотря на свой высокий рост и дородность, он умел переодеваться даже женщиной. Кроме того, этот странный человек при железном темпераменте имел в своём распоряжении весьма терпеливы желудок, который позволял ему переносить продолжительный голод и предаваться всевозможным излишествам; он мог после обильного обеда с притворной жадностью истреблять самые крепкие напитки и самые непереваримые кушанья».

Все приключения, конечно, оказываются так или иначе связаны с дамами сердца, которые следуют за ним всюду, где бы ни оказался юноша. Так Видок, предпринимая очередную попытку бегства, прихватывает с собой и красавицу-кокотку, которую доводит до своего родного города и, дав приют, убегает вновь навстречу приключениям. А из-за кожно-зрительной красавицы Франсины, которая постоянно проводила вечера с другими мужчинами, наш уретральный вождь вновь впадает в неистовство и избивает любовника до полусмерти, за что в очередной раз попадает в тюрьму.

Бродяжничество с цыганами, разгульные нападения с пиратом Жаном Бартом, участие в тайном обществе, бесконечные авантюры… Неутомимого сорвиголову ловят и отправляют на каторгу, откуда он постоянно сбегает. Полиция уже и не знает, что делать с Видоком: каждый раз, когда его ловят, он умудряется всех обдурить и ускользнуть из-под самого носа. В конце концов, он получает заслуженное прозвище — «Король риска» , считается самым опасным преступником и оказывается заочно приговорен к смертной казни. Видока пытаются поймать всей Францией! Он непрерывно находится в бегах, выдавая себя за совершенно других людей.

Новая жизнь

Риск – любимое слово для обладателей уретрального и кожного векторов. Первые просто не чувствуют опасности и привыкли идти напролом, а вторые обожают чувство адреналина в крови. Если уретральник не получает должного развития, он постоянно испытывает тягу к неоправданному риску. Таких мальчишек бессознательно тянет гулять по крышам, гонять на мотоциклах и соваться везде, где их ждет опасность. Нереализованный в стае Видок лишь чудом выживает во всех передрягах.

Однако Видок жаждет другой жизни. Ему всегда хотелось быть честным малым и делать что-то на благо общества. Он все чаще задумывается о том, что мог бы быть, к примеру, тайным агентом… Когда нашему герою исполняется сорок лет, он живет уже в Париже и вынужден обеспечивать семью первой жены. Несмотря на все передряги, Видок не отказывается от свалившихся ему на шею спиногрызов, а помогает им, чем может. Но т.к. наш герой не привык жить в рамках закона, то снова попадает в тюрьму, где пишет письмо начальнику Первого отделения парижской полиции. В письме Видок говорит о своем желании служить правосудию и объявляет о своих намерениях стать тайным агентом. Чтобы доказать свою преданность, Король риска сообщает о готовящемся ограблении ювелирного магазина. Грабителей ловят, а Видок становится спецагентом.
Т.к. Короля риска боготворили все люди из мира преступности, он очень легко выманивал нужные сведения. И никто никогда не мог подумать, что их сдал Видок! Сам он идеально знал воровской жаргон и тюремные обычаи, поэтому не мог вызвать подозрений у преступников.

Вместе с тем самым начальником Первого отделения парижской полиции – господином Анри – Видок придумывает «Сюртэ» («Безопасность») – первую в мире организацию, занимающуюся уголовным розыском. Во главе организации встает кожный Анри, а Видок возглавляет особую сыскную бригаду, в которую входит 12 человек – все бывшие уголовники. Эжен Франсуа считал, что с преступностью могут бороться только преступники, т.к. только люди из уголовного мира знают все особенности воров, шулеров, грабителей и пр. Сыскная бригада за кратчайшие сроки раскрывает огромное количество преступлений. Буквально за год за решеткой оказывается более тысячи человек! «Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни» .

Эжен-Франсуа Видок

Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции

Предисловие

К изданию 1877 года .


Во все времена существовали натуры, одаренные богаче других, с большей энергией и большими задатками; эти люди, смотря по тому, в какую сферу занесет их судьба, делаются героями или злодеями, в том и другом случае оставляя глубокий след за собою. Но какова бы ни была их роль на свете, они далеки от обыденной пошлости и, как все выходящее из ряду, невольно привлекают всеобщее внимание, возбуждают любопытство и порабощают воображение масс.

К числу подобных исключительных закаленных личностей принадлежит герой этой истории; это, можно сказать, легендарный герой французскаго народа, столь живо и надолго увлекающегося качествами - телесной силой, храбростью и тонким, хитрым умом; это актер социальной комедии, воспоминание о котором свежо в народе, тогда как множество эфемерных знаменитостей предано забвению. Таков был Видок, начальник охранительной полиции.

Правда, известностью своей он частию обязан тому, что в ряду злоумышленников вел борьбу с обществом. Его необыкновенныя приключения, смелыя предприятия, хитрости и многочисленные побеги могли бы наполнить не один роман. Но если бы дело ограничилось этим, то известность его не превзошла бы известности Колле, Куаньяра и других подобных злодеев, имена которых, нераздельно связанныя с тюрьмой и острогом, запечатлены позором и служат только предметом вреднаго любопытства. Видок же несравненно выше этих героев уголовнаго суда, быстро кончавших свою блистательную эпопею виселицей, тем, что он захотел возстановить свое честное имя, вооружась против своих соучастников, и положил свои исключительныя способности, свою дорого приобретенную опытность и неустрашимую энергию на службу обществу.

Вследствие этого вторая половина жизни Видока еще более богата приключениями, еще интереснее первой. Это целая история погони за ворами. Охота на воров представляет весьма сложную науку, и трудно представить себе, какого умственнаго напряжения, каких замечательных способностей требует она. Что такое перед этой необыкновенной борьбой борьба таможеннаго чиновника и контрабандиста? А между тем таможенный досмотрщик должен заранее вообразить себе все, что может изобресть плодовитая хитрость его противника; должен предугадать его тайныя намерения, сообразить, что мог бы придумать он сам, если бы был на месте этого другаго , если бы сам был контрабандистом; должен противопоставить свое терпение, неустрашимость, всю свою проницательность постоянству, воле и сообразительности преследуемой им жертвы; словом, он поражает развившееся и законченное искусство контрабанды искусством более превосходным, ежедневно обогащающимся новыми наблюдениями и логикой событий.

Настоящий полицейский чиновник должен владеть этим высшим искусством в полнейшей степени, и кроме того, этот полицейский Протей должен усвоить себе ловкия и развязныя манеры гнуснаго обитателя грязных подвалов, его удивительные инстинкты, как бы заимствованные у кошки и змеи; проворство пальцев, ловкость руки, верность глаза, испытанная храбрость, осторожность, хладнокровие, плутовство и непроницаемая маска истиннаго злодея - вот качества, необходимыя искусстному агенту общественной безопасности. Для успешнаго хода дела ему нужно, наровне с преступником, набить руку в мошенничестве, выучиться искусству вырывать тайны у чувствительных людей, заставлять их плакать над воображаемыми несчастиями, неподражаемому искусству притворяться и менять наружность во всякий час дня и ночи; у него должен быть неистощимый запас средств, бойкий язык, непоколебимое безстрастие и терпение, изобретательная голова и рука, всегда готовая действовать.

Эти исключительныя качества, обыкновенно принадлежащие порознь различным личностям, Видок соединял в себе все и в высшей степени: ни один актер не мог сравниться с ним в искусстве гримироваться и разыграть какую угодно роль; для него было игрушкой мгновенно изменить возраст, физиономию, манеры, язык и произношение. Даже при дневном свете, переодетый, он безстрашно подвергался опытному глазу жандармов, полицейских коммиссаров, тюремных сторожей и даже прежних соучастников, людей, с которыми жил и от которых ничего не имел тайнаго. Несмотря на свой высокий рост и дородность, он умел переодеваться даже женщиной. Кроме того, этот странный человек при железном темпераменте имел в своем распоряжении весьма терпеливы желудок, который позволял ему переносить продолжительный голод и предаваться всевозможным излишествам; он мог после обильнаго обеда с притворной жадностью истреблять самые крепкие напитки и самые непереваримыя кушанья.

Что бы ни думали о Видоке, который, впрочем, никогда и не метил попасть в святые, но нельзя отрицать того, что в качестве главы охранной бригады он оказал громадныя услуги, очистивши Париж более чем от двадцати тысяч злодеев всевозможных категорий. Для достижения такого результата ему нужно было ежедневно в течении двадцати лет составлять комбинации утонченнее любаго дипломата, постоянно подвергать свою жизнь опасностям, во сто раз ужаснее опасностей битв, и притом подвергать хладнокровно, без энтузиазма сражающихся, без всякой надежды на ореол победителя. В своей беззаботности счастливые граждане не подозревают о тайной борьбе, непрерывно происходящей для доставления безопасности и благосостояния, которыми они наслаждаются.

Понятно, что жизнь столь знаменитаго в своем роде человека, как Видок, разсказанная им самим, не могла не быть приманкой, на которую бросилась толпа, жадная до ощущений; и действительно, «Записки Видока», изданные им в 1828 году, после его отставки, были расхвачены с беспримерной быстротой. Это было первое сочинение, поразительным образом раскрывшее изнанку цивилизации, мрачную тюремную жизнь и внутренность острогов, знакомящее с выразительным языком воров, который с тех пор так много искажали. Это был животрепещущий реализм, внезапно представший пред обществом, пресыщенным сентиментальными пустячками. Электрические листки читались наперерыв к потрясали люден с утонченными нервами. Только и было разговору о «Записках Видока».

Весьма естественно, что столь громадный, повсеместный успех не замедлил породить корыстолюбивых подражателей. Вскоре появились «Записки каторжника» или «Разоблаченный Видок», постыдная спекуляция, в которой два литератора не побрезгали соединиться с выходцем из грязи острога и мошеннических притонов. Эти четыре тома клеветы, лжи и оскорблений, высказанных, соответственно содержанию, самым плоским, неприличным слогом, мгновенно завладели доверием публики и вошли в славу. Но реакция не замедлила произойти, и общее презрение справедливо обрушилось на это пасквильное произведение, всеми теперь забытое и погребенное в заслуженной тине.

Кем был этот француз грозой, или все-таки королем бандитов!!

Известный французский сыщик. Служил в армии. Был осужден за дезертирство и измену; за воровство был приговорен к шести годам галер, бежал. Поступил сыщиком в полицию и дослужился до начальника полицейского отряда. Выйдя в отставку, написал "Мемуары" (1826). В 1836 году организовал частное детективное бюро, которое было закрыто властями. В 1844 году опубликовал "Истинные тайны Парижа".

Эжен Франсуа Видок 1775-1857

Эжен Франсуа Видок - человек, чью деятельность невозможно оценить однозначно.

Более 17 тысяч пойманных преступников, основание уголовной полиции во Франции,открытие первого в мире детективного агенства,создание персональных карточек для каждого задержанного - вот неполный список всех его совершений. Человек незаурядного ума, не лишенный тяги к приключениям и опасностям - как он совершил столько всего в те времена? Ответ кроется в его детстве и юношестве, именно они помогли ему стать человеком - легендой еще в жизни.

Родился будущий бич преступников в семье пекаря из Арраса, в 1775 году. До 35 лет жизнь Видока представляла собой цепь сумбурных приключений. По словам Эжена, отец надеялся, что непутевый отпрыск со временем образумится и займет его место в булочной. Но нет! В неуемной фантазии сына вихрем кружили одни приключения. Украв из кассы отца две тысячи франков, Видок сбежал из родительского дома, намереваясь отправиться в Америку. Но в ближайшем порту подростка ограбили мошенники. Оставшись без гроша в кармане, он прибился к труппе бродячих артистов. На подмостках балагана в полной мере проявился его талант к перевоплощениям. Видок виртуозно менял внешность, голос, манеры, что ему очень пригодилось в будущем.

Шел 1791 год. Франция воевала со всей Европой. Пресытившись балаганом, Видок добровольцем вступил в армию. В 16 лет его произвели в капралы гренадеров. Высокий, статный, широкоплечий, прекрасно владеющий оружием, Видок быстро делал карьеру в республиканской армии, но его подвел неуживчивый, самолюбивый, взрывной и задиристый характер. За полгода он подрался на дуэлях с пятнадцатью противниками, двоих из которых убил. После ссоры с унтер-офицером ему пришлось дезертировать: дуэли со старшими по званию были запрещены, и Видоку грозило суровое наказание. Он переметнулся к австрийцам и пруссакам, потом под чужой фамилией снова вернулся к своим. В перерывах между службой в самых различных войсках Видок успел побывать контрабандистом и корсаром, участвовал в морских сражениях. Шлейф скандалов, афер и мошенничеств тянулся за ним, как дым от костра.

Но рано или поздно такой жизни приходит конец и Видок не стал исключением.До попадания в тюрьму Эжен побывал актером и солдатом, матросом и кукольником, наконец стал
арестантом (за то, что избил офицера, соблазнившего одну из его подружек), совершившим
несколько дерзких побегов. Но даже в тюрьме будущий шеф полиции не унывал. Видока прозвали "Королем риска",он стал легендой и авторитетом всего уголовного мира Франции.Находчивый и неутомимый арестант рыл подкопы, перепиливал решетки, прыгал с головокружительной высоты тюремной башни в протекающую под ней ледяную бурлящую реку, притворялся больным и исчезал из тюремного лазарета в платье ухаживавшей за ним монахини.Ему даже удавалось бежать из тюрьмы то в украденной форме жандарма. Но всякий раз его ловили, и в конце концов Видок был приговорен к каторжным работам и закован в цепи. В тюрьмах Видок годами жил бок о бок с опаснейшими преступниками тех дней. Среди прочих - с членами знаменитого французского клана Корню. Члены этого клана убийц, приучая своих детей к будущим преступлениям, давали им для игр головы мертвецов.
учая своих детей к будущим преступлениям, давали им для игр головы мертвецов.

В 1799 г. Видок в третий раз бежал из тюрьмы, на этот раз удачно. Десять лет он прожил в

Париже, торгуя одеждой. Но все эти годы бывшие сокамерники угрожали Видоку, что выдадут

Его властям. Эжен прекрасно понимал,что его не оставят в покое. Но что делать? Платить дань и всю жизнь жить в страхе,что его выдадут? Или убить шантажистов? Но Видок выбрал нестандартный и решительный путь: отправился в префектуру полиции Парижа и предложил использовать для борьбы с преступностью приобретенный им за долгие годы заключения богатый опыт и знание уголовного мира. Взамен он просил избавить его от угрозы ареста за прежние дела.
Семь десятилетий спустя некоторые представители Сюртэ уже испытывали известную
неловкость, когда речь заходила о Видоке и о рождении Сюртэ. Уж слишком не вязалась
биография последнего до 1810 г. со сложившимися за 70 лет представлениями о
происхождении и жизненном пути не просто полицейского, а шефа уголовной полиции. К
этому времени всеми была забыта тяжелейшая ситуация, заставившая тогда Анри - шефа
Первого отделения, и барона Паскьо, исполнявшего обязанности префекта полиции Парижа,
принять беспрецедентное решение: поручить Видоку возглавить борьбу с преступностью в
Париже.

Для того чтобы скрыть от уголовного мира истинную роль Видока, его
сначала подвергли аресту, а затем, устроив очередной успешный побег из заключения,
выпустили на свободу.
Вблизи префектуры полиции, в мрачном здании на маленькой улочке Святой Анны, и
обосновался Видок. В выборе сотрудников он руководствовался принципом: «Побороть
преступление сможет только преступник». Вначале у Видока работало всего 4, потом 12 и
затем уже 20 бывших заключенных; он выплачивал им жалованье из секретного фонда и
держал в строжайшей дисциплине.
За один только год Видок с двенадцатью сотрудниками сумел арестовать 812 убийц(!!!),
воров, взломщиков, грабителей и мошенников, ликвидировал притоны, в которые до него не
рискнул сунуться ни один мировой судья или инспектор.На протяжении 20 лет организация Видока (которая вскоре стала называться «Сюртэ»)
разрасталась и крепла, став тем ядром, из которого развилась впоследствии вся французская
криминальная полиция.
Тысячеликие перевоплощения, тайные проникновения в притоны, инсценированные
аресты, «подсадка» сотрудников Сюртэ в тюремные камеры, организация затем их «побегов», даже инсценировки смерти сотрудников после выполнения ими заданий - все это обеспечивало Видоку непрерывный поток необходимой информации.

Доскональное знание преступного мира, его членов, их привычек и методов
преступлений, терпение, интуиция, умение вжиться в образ наблюдаемого, потребность быть в курсе каждого дола, дабы никогда не потерять «чутья на преступника», цепкая зрительная
память и, наконец, архив, в котором были собраны сведения о внешности и методах «работы»
всех известных ему преступников, составляли прочную основу успешной деятельности Видока.
Даже когда для Видока стало невозможным скрывать далее свою роль шефа Сюртэ, он все
равно продолжал систематически появляться в тюрьмах, хотя бы для того, чтобы запоминать
лица уголовников.Уголовный мир объявил Видоку войну, но он легко избегал расставленных ловушек. Несколько покушений на него окончились ничем. Шеф «Сюрте» упреждал удары: владея информацией, он всегда опережал противников на шаг.

Когда уже весь преступный мир Франции прекрасно знал, что Видок является шефом «Сюрте», он стал систематически посещать тюрьмы, где осматривал заключенных, запоминая их лица и внешность. Таким образом он вырабатывал фотографическую память. В своей работе сыщика Видок широко использовал талант актера. Он искусно перевоплощался в угольщика и водовоза, старьевщика и ремесленника, появлялся в кабачках и ночлежках, притонах и трущобах, где отсиживались после «дела» преступники всех мастей. Под видом скрывающегося от правосудия уголовника Видок легко входил к ним в доверие. Хладнокровный и наблюдательный, прекрасный физиономист, Видок методично собирал информацию в стане врага и, точно все просчитав, арестовывал бывших «коллег» на «горяченьком», с поличным. За 18 лет службы в «Сюрте» Видок передал в руки правосудия 17 тысяч преступников, больше, чем все полицейские в стране вместе взятые.

Но все таки, в 1833 Видоку пришлось выйти в отставку, так как новый префект полиции Анри Жиске не захотел мириться с тем фактом, что весь штат уголовной полиции Парижа состоит из бывших заключенных. Деятельный Видок тут же открыл частную детективную контору (пожалуй, первую в мире) «Бюро расследований в интересах торговли», в задачи которого входила защита предпринимателей от аферистов. Клиентами Видока стали не только коммерсанты, промышленники и банкиры, но и аристократы, министры, принцы королевской крови. Филиалы частного агентства создавались по всей Франции. Ежегодно бывший каторжник зарабатывал до 6 миллионов франков! Эжен стал преуспевающим дельцом и писателем, не раз подсказывал сюжеты для романов великому Бальзаку, так что остаток своих дней он прожил весьма интересно.Умер Видок в 1857 году в возрасте восьмидесяти двух лет. До своей последней минуты он жил, не зная страха, рискуя и надеясь. Говорят, в предсмертном бреду он шептал, что мог бы стать Клебером или Мюратом, добиться маршальского жезла, но слишком любил женщин и дуэли.

Сюртэ пережила четыре политических переворота во Франции: от Наполеона - к
Бурбонам, от Бурбонов - к июльской монархии Луи Филиппа Орлеанского, от июльской
монархии - к империи Наполеона III, от Наполеона III - к Третьей республике.
Из мрачной штаб-квартиры Видока на улице Святой Анны Сюртэ переехала сначала в не
менее мрачное помещение на Кэ-д"0рлож и наконец разместилась в здании префектуры на
Кэ-д"0рфевр. Теперь здесь работало несколько сотен инспекторов, а не двадцать сотрудников,как во времена Видока. Подчиненные Видока с уголовным прошлым уступили место более или менее почтенным обывателям. Но ни Аллар и Канле, ни Клод и Масэ, по сути дела, никогда не отказывались от методов работы, которые ввел в практику Видок; более того, число бывших преступников, которых они привлекали в качестве оплачиваемых сотрудников и филеров, постоянно росло.
Преступники высланные из Парижа, но все же незаконно возвратившихся в него уголовников при повторном аресте ставили перед выбором: либо работать на Сюртэ, либо снова угодить за тюремную решетку. Сюртэ по-прежнему не пренебрегала и внедрением своих агентов (их
называли «баранами») в тюремные камеры, чтобы те входили в доверие к своим соседям и
хитростью добывали у них нужную информацию. Сами инспекторы регулярно посещали
тюрьмы и приказывали водить вокруг себя в тюремном дворе заключенных для того, чтобы, как некогда Видок, тренировать «фотографическую память» на лица, запечатлевая их в своей
такой «парад» оставался самым распространенным методом опознания ранее судимых преступников, а иногда помогал найти среди заключенных тех, кто разыскивался за совершение других преступлений.

Архив Видока превратился в гигантское бюрократическое сооружение. Горы бумаг в
беспорядке валялись в мрачных и пыльных, освещенных газовыми рожками помещениях
префектуры. Здесь на каждого изобличенного преступника была заведена карточка. В нее
заносились: фамилия, вид совершенного преступления, судимости, описание внешности; в
сумме таких карточек было собрано около пяти миллионов. И количество их все возрастало,
поскольку к тому времени проверке стали подвергаться все гостиницы и заезжие дворы и даже учитывались все приезжающие иностранцы. К тому же, с тех пор как в 40-х годах в одной из брюссельских тюрем стали фотографировать преступников, число их портретов, накопленное парижской префектурой, составило 80 тыс. штук. Однако, как бы ни восторгались иностранцы быстрому разоблачению в Париже преступников, бежавших туда из своей страны, и какие бы ни рождались легенды о парижской полиции, Сюрте ждала своего нового таланта, который бы влил новое дыхание в методики расследования французской уголовной полиции.

Так же снят фильм режиссёра Жана-Кристофа КомАра (творческий псевдоним «Пито́ф»), выпущенный в 2001 году, в котором знаменитый французский сыщик Видок (историческая личность) борется с колдуном по прозвищу Алхимик, крадущим чужие души.

Французский преступник, детектив и писатель Эжен-Франсуа Видок оказал самое существенное влияние на появление детективного жанра и стал прообразом многих литературных героев.

Эжен Франсуа Видок (Eugène-François Vidocq ) родился в ночь с 23 на 24 июля 1775 года в Аррасе (Франция). Его отец был пекарем и очень практичным человеком, а потому быстро пристроил сына к работе, поручив ему доставку хлеба покупателям из города. Эжен был третьим ребенком в семье пекаря Николя Жозефа Франсуа Видока. Всего у Видока было четыре брата и две сестры. О детстве будущей знаменитости известно мало, разве что сохранилось прозвище Шпага , поскольку он много времени проводил на занятиях фехтованием. Но Видок рос неуправляемым ребенком, быстро начал воровать у родителей. Поначалу ворованные деньги спускал на обычные для молодежи того времени утехи, но позднее стал копить, рассчитывая собрать сумму необходимую для поездки в Новый Свет. По иронии судьбы, ворованные деньги ему счастья не принесли, его ограбили по дороге в порт и он после ряда злоключений был вынужден вернуться в родной дом. Когда деньги Видок поначалу боялся вернуться домой и был вынужден подрабатывать жонглером в бродячем цирке. Он также изображал людоеда из Карибского моря и есть на виду у зрителей сырое мясо. Не выдержав регулярных побоев, сбежал и присоединился к группе кукловодов, но и оттуда был изгнан поскольку заигрывал с женой хозяина. Подрабатывая уличным продавцом добрался до родного Арраса, попросил прощения у родителей и был принят с распростертыми объятиями, но от греха подальше отправили его в армию.

Служба прошла удачно, Видок участвовал в боях при Вальми и Жаммапесе и вернулся в родной город живой и невредимый. Здесь он в 1794 году женился на Мари-Энн-Луиз Шевалье, однако вскоре бросил, поскольку узнал о ее романе с другим мужчиной. Неудача на личном фронте стала причиной поездки в Бельгию, где Видок устроился офицером в действующую армию. Там он прослыл забиякой с вспыльчивым характером и грозным дуэлянтом. За шесть месяцев он дрался 15 раз, и при этом убил 2 человек. После очередной ссоры с сослуживцем был посажен в тюрьму.

С этого момента начинается период, состоящий из ряда заключений и побегов. Видок словно не находит себе места в мирной жизни. В 1796 году он был приговорен к восьми годам принудительных работ за подделку документа об освобождении чернорабочих. В 1798 году его перевели в Брест, откуда он удачно сбежал, а уже в следующем году был пойман и снова заключен в тюрьму. В следующем году был переведен в Тулон, после чего следовал ряд побегов и заключений. Видок приобрел репутацию удачливого беглеца среди криминальных элементов Парижа и вошел в их круг. Единственной точной датой в этого периода стал развод с первой женой в 1805 году.

Многочисленные преступления в виде подделок документов, побегов и краж привели к тому, что он был приговорен к смертной казни, но поскольку ему удалось в очередной раз бежать, был казнен его друг, чему Видок стал свидетелем. Эта казнь оказала на него сильнейшее влияние, и ловкий преступник решает сменить образ жизни.

В 1809 году Видок решил перейти на легальное положение и предложил свои услуги полиции. В своем письме на имя начальника Сюрте, он подробно рассуждал о небывалом распространенности преступности в Париже и намекал, что знает одного человека, который хорошо знаком с криминальным миром, поскольку сам был в прошлом преступником. Так Видок намекал на собственную пользу для уголовных расследований. Но руководство полиции полагало, что это всего лишь новая изощренная уловка очередного мошенника, и Видока определили для начала в качестве тайного агента Сюртэ.

Чтобы его сотрудничество не вызывало подозрений, в 1810 году, с одобрения нового префекта полиции Парижа, с которым позднее Видок подружился, ему был устроен очередной побег из тюрьмы. А в 1811 году Видок был наделен полицейскими полномочиями и назначен руководителем отдела детективов в Сюртэ. К 1817 году в отделе Видока работало 17 агентов, и под его руководством было произведено 772 ареста, что было абсолютным рекордом для тех лет. В 1824 году его отдел насчитывал 31 агента, в том числе 5 женщин.

В 1820 году Видок женился на Жанне-Виктуар Герин (Jeanne-Victoire Guerin ), которая умерла в 1824 году, после чего он женился на своей кузине Флюрайд Маньез (Fleuride Maniez ).

К 1827 году Видок столь популярной фигурой в Париже, что у него появилось немало завистников, который интригами вынудили его уйти в отставку. Видок купил фабрику по производству бумаги, и чтобы уменьшить стоимость расходов использовал в работе бывших осужденных. Бизнес был столь успешным, что Видок обратился к написанию мемуаров. Полные невероятных приключений и небывалых для того времени подробностей книги Видока разошлись огромными тиражами.

В момент политической нестабильности в 1831 году Видок вернулся в полицию и даже по слухам сыграл важную роль в сохранении трона для Луи-Филиппа. Но новый префект парижской полиции был одним из тайных завистников бывшего преступника, а потому открытой конфронтацией вынудил Видока уйти в очередной раз в отставку.

Видок был очень общительным человеком и с легкостью заводил дружеские отношения с выдающимися деятелями французской культуры и литературы. В 1832 году он познакомился с Оноре де Бальзаком, который был восхищен преступником-полицейским и описал Видока в Человеческой комедии . Также Видок был знаком с Виктором Гюго и целым рядом поэтов того времени. Он и сам писал криминальные романы, которые стали образцами, на которые позднее ориентировались многие создатели первых детективов.

Творчество Видока

Эжен-Франсуа Видок был первым официальным детективом западного мира. После того как он вел жизнь бродяги, актера, солдата, разбойника, карточного игрока и арестанта, в 1809 году он был назначен полицейским осведомителем. Спустя два года он из агента стал начальником детективного отдела в Сюртэ. Феноменальный успех его расследований был ярко описан в его мемуарах, а Видок стал легендой не только во Франции, но и в Англии и Германии. Его книги были напечатана даже в США и России.

Мемуары Видока сыграли важнейшую роль в появлении детективного жанра. Именно эти мемуары вдохновили Эдгара Аллана По на создание первых детективных рассказов. Но По считал Видока блестящим отгадывателем , Именно отталкивая от интуитивного раскрытия дел, американский писатель создал логику Дюпена. Герой Эдгара По - маска самого писателя, и полная противоположность Видока. Если французский детектив - это буржуа, мещанин и бюрократ, Огюст Дюпен - аристократ, поэт с математическим складом ума.

Успехи Видока в расследовании основаны не на логическом методе, или стройных рассуждениях. В их основе лежит хорошее знание криминального мира. Видок - мастер маскировки и переодевания, а поэтому массу информации он получает от ничего не подозревающих людей. В своих мемуарах французский детектив описывает методы, который больше подходят для преступников, чем для полицейских. Но талант и мастерство Видока были настолько сильными, что отразилось не только в рассказах Эдгара По, но также были запечатлены в романах Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю, Чарльза Диккенса, Уилки Коллинза, Эмиля Габорио, Мориса Леблана, Г. К. Честертона и Лесли Чартериса. Видок стал прототипом множества популярных героев-преступников - Арсена Люпена, Раффлса и Святого.

Избранная библиография

Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции (Mémoires de Vidocq, chef de la police de Sûreté, jusqu’en , 1828)
Воры (Les voleurs , 1836)
Размышления о тюрьмах, каторгах и смертной казни (Considerations sommaires sur les prisons, les bagnes et la peine de mort , 1844)
Настоящие тайны Парижа (Les vrais mysteres de Paris , 1844)
Кочегары севера (Les сhauffeurs du nord , 1845)

И «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Эжен Франсуа Видок
Eugène François Vidocq
Дата рождения 23 июля (1775-07-23 )
Место рождения Аррас , Франция
Дата смерти 11 мая (1857-05-11 ) (81 год)
Место смерти Париж , Франция
Страна
Род деятельности детектив , писатель , полицейский , военнослужащий , частный детектив
Супруга Fleuride-Albertine Maniez [d]
Эжен Франсуа Видок на Викискладе

Биография

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии , написанной «литературным негром » . Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе . Его отцом был пекарь.

В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку , но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях , убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных » - беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошел описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы приключения Видока использовал для сюжетов своих книг о Лекоке - бывшем преступнике, ставшем сыщиком - Эмиль Габорио . Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана , его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса . Видок под собственным именем неоднократно встречается в качестве второстепенного персонажа в более поздних произведениях. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль , во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр .

В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма , где его роль исполнил Жерар Депардьё ; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока . В 2018 году вышел художественный фильм режиссёра Жана-Франсуа Рише - «Видок: Император Парижа» (фр.) русск. , в котором главную роль исполнил Венсан Кассель .

В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете » резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина - консервативного литератора и редактора «Северной пчелы » . Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма « », где тоже увязываются эти два человека:

Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества » 26 апреля в искажённом виде - упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло